Пример иска об отмене решения о неразрешении въезда в РФ иностранцу

В Перовский районный суд г. Москвы

111398, г. Москва, ул. Кусковская, д.8, стр.1

Административный истец:

Сориев Анваржон Ибодуллоевич

Гражданин Респ. Узбекистан, 01.02.1995 г.р.;

Адрес: 127224, г. Москва, ул. Полярная, дом 5, кв. 2

Паспорт FA 993432 выдан 16.01.2026 года;

Тел: 8-(999)-001-01-01

Административный ответчики:

Отдел по вопросам миграции ОМВД России по району Перово г. Москвы

Адрес: 111123, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д. 9-А

Тел./факс: 8-916-858-56-37

Госпошлина 300 р.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

О признании незаконным решения о неразрешении въезда в РФ

10 августа 2023 года Отделом по вопросам миграции ОМВД России по району Перово г. Москвы вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Республики Узбекистан Сориева Анваржона Ибодуллоевича, 01.02.1995 года рождения.

Данное решение принято в связи с тем, что гражданин Сориев А.И. в период своего пребывания в Российской Федерации неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешён в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трёх лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Оценивая с точки зрения нарушения иностранным гражданином определенных правил поведения, влекущих привлечение его к административной ответственности, и в соответствии с ч. 4 ст. 26 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» требующие применения мер государственного принуждения, в том числе в виде возможного запрета на въезд в Российскую Федерацию, следует соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.

При принятии решения Отделом по вопросам миграции ОМВД России по району Перово г. Москвы не было учтено следующее:

В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года» и Протоколов к ней указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

Так, в Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации).

Устанавливая такие границы пользования правами и свободами, государство ориентировано на недопустимость посягательства на конституционный строй, основы конституционного строя, оборону страны и безопасность государства, поскольку разрушение этих сторон государственности ставит под угрозу условия свободы самого человека и гражданина. Когда интересы иностранного гражданина на свободу передвижения, свободу мысли и слова, на сбор и распространение информации любыми законными способами, свободное распоряжение своими способностями к труду и т.п. вступают в противоречие с интересами национальной безопасности и общественного порядка государства, то органы безопасности в первую очередь обязаны гарантировать безопасность Российской Федерации и ее граждан.

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к ней).

Анализ приведенных положений показывает, что нормы международного права и Конституция Российской Федерации хотя и признают допустимым и обоснованным право государства ограничивать некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных, если это предусмотрено законом, но во главу угла ставят и обуславливают возможность такого ограничения необходимостью обеспечения интересов общественного порядка и соображения национальной безопасности.

В Определении от 2 марта 2006 года № 55-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что при оценке нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Более того, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 628-О).

При этом, семейная жизнь в понимании названной статьи Конвенции и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, и между другими родственниками; понятие «семейная жизнь» не относится исключительно к основанным на браке отношениям и может включать другие семейные связи.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 марта 1992 г. по делу «Бельджуди (Beldjoudi) против Франции», от 21 июня 1988 г. по делу «Беррехаб (Berre-hab) против Нидерландов», от 18 февраля 1991 г. по делу «Мустаким (Moustaguim) против Бельгии», от 19 февраля 1998 г. по делу «Дали (Dalia) против Франции», от 7 августа 1996 г. по делу «C. против Бельгии», от 28 ноября 1996 г. по делу «Ахмут (Ahmut) против Нидерландов» и др.).

Таким образом, по смыслу положений международных договоров, решение вопроса о запрете на въезд в Российскую Федерацию допускается только в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в сфере регулирования правового положения иностранных граждан на территории РФ.

Так Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся неразрешения въезда в Российскую Федерацию, поскольку подобные решения, не оправданные крайней социальной необходимостью, защитой национальной безопасности, общественного порядка государства, охраной здоровья или нравственности, должного признания и уважения прав и свобод других лиц, могут свидетельствовать о чрезмерном вмешательстве со стороны публичных властей и нарушении права на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Уполномоченным органом при принятии решения, не было учтено, что Сориев Анваржон Ибодуллоевич, таких целей не имел, в период пребывания на территории Российской Федерации не совершал действий незаконного и аморального характера, не допускал злоупотребления своими гражданскими правами, оспариваемое решение административный ответчик насущной социальной необходимостью не оправдывает. Являясь законопослушной личностью, своевременно и в рамках закона исполнял свои обязанности, как лицо, прибывшее в Российскую Федерацию из другого государства, оспариваемое решение административный ответчик насущной социальной необходимостью не оправдывает.

Более того не учтено, что административный истец имеет близки родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, а именно:

 — Сориев А.И. состоит в гражданском браке, в течении длительного времени проживает и веет совместный быт с гражданином Российской Федерации – ФИО «дата рождения» года рождения;

— Сориев А.И. и ФИО имеют совместного ребенка ФИО «дата рождения» года рождения, являющегося гражданином РФ.

Так же стоит отметить, что ребенок административного истца имеет социальные привязки на территории РФ, в связи с чем убытие ФИО в другое государство не представляется возможным, поскольку данное обстоятельство в первую очередь нарушает права ребенка.

Разлучение детей с одним из родителей нарушает право ребенка на равноценное общение с каждым из родителей, гарантированное действующим законодательством.

Так же стоит отметить, что ФИО получает высшее образование на территории Российской Федерации, а именно является студентом Российского Государственного Социального Университета (РГСУ).

Учитывая изложенное, представляется, что оспариваемое решение не является необходимым в демократическом обществе, оно несоразмерно защищаемому публично-правовому интересу.

Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ, следует расценивать оспариваемое решение о мерах государственного принуждения как нарушение прав иностранного гражданина и членов его семьи на уважение его личной и семейной жизни, чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в частную жизнь истца и членов его семьи, что действующим законодательством, регулирующим спорные отношения, запрещается.

Принимая во внимание изложенное, учитывая фактические обстоятельства данного дела, считаю, что оспариваемое решение Отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Перово г. Москвы представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сам по себе факт нарушения требований ч. 4 ст. 26 Федерального Закона №114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не свидетельствует о том, что Сориев А.И. нарушает интересы национальной безопасности и общественного порядка.

При этом миграционный орган не указал на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований, допускающих вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни, а также оснований, по которым не разрешение въезда Сориеву А.И. в Российскую Федерацию вызвано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности.

На основании изложенного,

ПРОШУ:

— Признать незаконным и обязать отменить Отдел по вопросам миграции ОМВД России по району Перово г. Москвы решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Республики Узбекистан Сориева Анваржона Ибодуллоевича, 01.02.1995 года рождения.

Сориев А.И.                                                                                         

«25» марта 2024 года

Скачать образец заявления от отмене запрета въезда

Комментарии адвоката

Представленное на данной странице административное исковое заявление об отмене запрета на въезд в Россию составлено на примере запрета наложенного по основаниям, предусмотренным п.4 ст. 26 ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В случае если решение о запрете принималось на основании любого из пунктов ст. 27 ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в него необходимо внести соответствующие корректировки.

Адвокат Лошаков С.В
Лошаков Сергей
Ведущий адвокат коллегии
Сергей Валерьевич — действующий адвокат Московской коллегии адвокатов с обширной судебной практикой и большим опытом. Заполните заявку в форме обратной связи и получите бесплатную первичную консультацию специалиста.

Порядок подачи иска об отмене неразрешения въезда в Россию

Дела об оспаривании запрета на въезд рассматриваются судами в порядке КАС РФ (Кодекс Административного Судопроизводства РФ). При составлении и направлении искового заявления следует руководствоваться положениями именно этого Кодекса. Ниже приведены основные правила подачи иска:

  • Иск подается по месту нахождения ответчика т.е. в суд, который обслуживает адрес, по которому находится подразделение ОВМ запретившее въезд в Россию;
  • Перед направлением иска в суд, необходимо направить копию искового заявления в адрес ответчика;
  • До подачи иска следует оплатить госпошлину в размере 300 рублей (реквизиты можно найти на сайте суда);
  • Досудебный порядок не является обязательным.

При подготовке иска следует обратить особое внимание на сбор доказательств. Документы, которые будут приобщены в дело, следует заверить у нотариуса и перевести на русский язык.

Срок рассмотрения дела, регламентирован статьей 141 КАС РФ и составляет 2 месяца.

С судебной практикой по отмене запретов на въезд в Россию, а также узнать подробнее об основаниях для отмены запрета можно в нашей подробной статье — снятие запрета на въезд в РФ.

Действующий адвокат, автор данной статьи. Вы можете задать вопрос в комментариях или получить личную консультацию.

Центральная коллегия адвокатов Москвы Legal Center
Задайте нам вопрос в комментариях